Статистика дело тонкое. Как можно оценить пропущенный футбольный матч на основании статистики

Рвение населения земли взять все, до чего оно может достать, запихнуть в компьютер и получить столбики цифр, которые все разъясняют, добралось до футбола. В футбольной статистике появились новые определения: xG, packing, PPDA Представьте на минутку, что вы опаздываете на матч возлюбленной команды. К примеру, застряли в пробке.И вот в конце концов вы вырываетесь из этой «черной дыры», летите сломя голову домой, подымаетесь на собственный этаж, открываете дверь квартиры и… застаете финишный свисток. Игроки и тренеры уже обмениваются рукопожатиями, а вы не сможете поверить в происшедшее: ваша команда проиграла аутсайдеру турнира. Переиграв его при всем этом по всем статистическим характеристикам, приведенным в трансляции ( в большинстве случаев это процент владения мячом, удары, удары в створ ворот, фолы, карточки, офсайды, угловые) «Их вратарь – гений, а наши кривоногие дровосеки не могут в пустые ворота закатить. Все как всегда», — думаете вы.

Но можно ли полагаться на эту статистику? Вы же не смотрели матч, а означает, и утверждать что-то пока заблаговременно. Количество ударов и угловых – дело, естественно, не плохое. Но сразу и какое-то облегченное, не всегда отражающее реальное положение дел на поле.

xG – что это?

Отыскать и выразить в цифрах что-то, что сумеет разъяснить предпосылки победы нашего аутсайдера, — одна из основных целей аналитики в футболе. Решение этой трудности привело к возникновению способа expected goals (xG – ожидаемые голы). Давайте попытаемся осознать, что же все-таки это такое. Основная мысль ожидаемых голов базируется на 2 вещах: есть более небезопасные и наименее небезопасные удары по воротам (т.е удар с 5 метров более страшный чем удар с 20) и все удары по воротам, не считая тех, что нанесены в одной и той же атаке, это незавимые друг от друга действия. Ординарными словами, xG определяет колеблющуюся от 0 до 1 возможность забить гол после какого-нибудь удара.

Одна из первых продвинутых xG-моделей была разработана аналитиком Opta Майклом Кейли чуток меньше 5 годов назад. Но Кейли далековато не пионер. Схожими исследовательскими работами занимались уже довольно издавна. Так, к примеру, Эгил Ольсен – тренер, поднявший сборную Норвегии на 2-ое место в рейтинге FIFA, – еще в 90-х задавался вопросом о неравнозначности ударов. Ольсен разделял все удары по воротам на три категории: особо небезопасные, средней угрозы и безопасные. Но в какую-то четкую модель у норвежского Сверла (такое прозвище ему дали еще в бытность игроком за стиль ведения мяча) это так и не вылилось: данных было мало.

Зачем это нужно?

С понятием xG мы малость разобрались. Но откуда берутся эти числа? По сути все не так и трудно. Естественно, у большинства моделей свои собственные формулы. Но они все сразу идентичны, так как учитывают одни и те же главные причины: часть тела, которой был нанесен удар, точку, откуда был нанесен удар, тип предыдущего паса и тип атаки. Майкл Кейли, к примеру, в собственной модели делит все удары на 6 главных групп, различающихся по типу подачи (после навеса/не после навеса) и типу удара (головой либо не головой). Сюда еще входят штрафные удары и удары после обыгрыша вратаря. Для каждой из групп существует своя формула подсчета вероятности.

Определив возможность гола после каждого удара, мы можем сложить эти характеристики. Приобретенная цифра – это сумма остроты всех сделанных моментов в матче. Проделав таковой трюк и для 2-ой команды, мы можем найти ожидаемый итог матча. И конкретно этот показатель сумеет дать нам ответ на вопрос, заслуженно ли проиграл ваш возлюбленный клуб, ради которого вы так старались успеть домой.

Вот вам наглядный пример xg-карты матча Аталанты против Лечче. Чем больше круг, тем выше возможность гола с этого удара. По карте мы без просмотра можем осознать, как очень одна команда доминировала над другой по качеству голевых моментов.

А если подсчитать таким макаром не только лишь один матч, а весь чемпионат, то мы получим таблицу, основанную не на реальных очках, а на ожидаемых (xPoints). Другими словами на очках, которые команда заслуживала получить исходя из остроты моментов, сделанных в каждом матче. Здесь мы уже можем узреть, что Аталанта была бы на первом месте в чемпионате, если б реализация голевых моментов у их была на среднем уровне, а не ниже среднего. Очень отлично в этой таблице видно, какие клубы на длинноватой дистанции перебирают либо не добирают очки.

Но футбол тем и увлекателен, что в нём очень много непредсказуемого в раздельно взятом матче. Для примера несовершенства этой системы можно сказать, что удары с далекой дистанции имеют низкую возможность и могут не учесть размещение вратаря, и к примеру, вот таковой забитый мяч имел бы маленький XG не глядя на то, что удар наносился фактически в пустые ворота

xG—Plot

Графики xG-Plot демонстрируют динамику конфигурации xG в протяжении матча. Если для вас кажется, что ваша команда отыграла вторую половину существенно лучше конкурента, просто посмотрите на xG-Plot. Полностью может быть, что вы обманываетесь. Либо же футболисты просто не смогли преобразовать свое преимущество в небезопасные моменты. xG-Plot поможет разобраться в этом вопросе. На примере можно узреть график матча Аякс-Лилль, который проходил на старте группового шага лиги чемпионов, где Аякс по счёту уверенно разобрался с конкурентом 3-0, но как мы лицезреем по графику, Лилль практически ни в чём не уступил конкуренту, только время от времени отдавая инициативу и позволял для себя проигрывать некие 5минутки.

xA

xA (expected assists) – ожидаемые голевые пасы. На самом деле, xA ничем не отличаются от xG. Только подсчитываются тут не удары, а пасы, которые приводят к этим ударам. Это помогает найти, как игрок вправду эффективен при выводе партнеров на ударную позицию. Принципиальное замечание: xA являются более надежным показателем, чем xG. Хороший пас им и остается, даже если самим ударом собьют пару голубей.

Packing

 На ЕВРО во Франции, германским телеканалом ARD в разборе матче была использована packing-статистика, разработанная чуток ранее 2-мя относительно успешными футболистами, размеренно выступавшими вкупе в «Байере» – Штефаном Райтнартцом и Йенсом Хегелером.

К огорчению, до сего времени packing не стал признанным, как xG, за счет, может быть, собственной узконаправленности.

Packing отражает сумму конкурентов, оказавшихся за линией мяча в итоге игрового деяния. Таким действием может быть либо передача вперед, либо дриблинг. Сначала этот показатель помогает оценить эффективность пасующего игрока. Как найти воздействие футболиста на переход команды из обороны в атаку? Packing для вас в помощь. Он выделяет тех игроков, чей вклад в игру остается неприметным. Обычно, самые высочайшие характеристики по packing набирают опорные полузащитники, последние и центральные заступники.

На этом видео мы можем узреть, как поначалу заступник получает 4 Packing очка в первой атаке, после него уже вратарь получает 4 очка, а в третьей атаке голевой пас даёт только 1 такое очко, потому что за линией мяча оказался только нападающий конкурента.

PPDA и OPPDA

Внедрение высочайшего прессинга — современный тренд мирового футбола. Последнее десятилетие самыми успешными командами Европы оказывались те, которые не страшились сразу решать пробы отбора мяча у конкурента.

Показатель PPDA позволяет найти интенсивность прессинга. Ординарными словами — цифра указывает, сколько передач команда позволяет совершить собственному конкуренту, до того как решает попытку отобрать либо перехватить мяч. Учитываются только деяния на расстоянии 40+ метров от ворот обороняющейся команды. Чем ниже цифра, тем эффективнее и выше прессинг. В АПЛ, к примеру, наилучшая команда по PPDA — это Лестер (8.02), худшая – Ньюкасл (19.16). Зависимо от конкурента показатель может изменяться — их прошедшая личная встреча закончилась разгромной победой лис не только лишь по счёту (3:0), да и по характеристикам прессинга (3.59 против 39.92).

Оборотный показатель OPPDА показывает на количество передач, изготовленных командой до пробы отбора со стороны конкурента. Чем выше OPPDA, тем лучше команда выходит из-под прессинга. Фавориты — Ман Сити (23.23) и Ливерпуль (21.04), далее — Брайтон (13.59). Если ты размеренно преодолеваешь прессинг оппонента, то почаще выходишь в атаку и меньше рискуешь, ведь не теряешь мяч у собственных ворот

Очень принципиально осознавать, что это характеристики, которые показывают конкретно интенсивность прессинга, а не их качество. Т.е высочайшие характеристики здесь могут дать подсказку нам в каком стиле играет футбольный клуб, но не укажет на сколько отлично команда делает свою задумку по резвому отбору мяча на чужой половине поля.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *